310 км по воде, 690 км на машине, 180 км на маршрутке,  55 км на поезде, 5 км на такси, 10 дней, 2 взрослых и 2 малыша.

Надо сказать, что 2020 год с самого начала показал свой скверный характер. Кто бы тогда мог подумать в Беларуси, что вялый январь и откровенно тормозящий февраль окажутся лучшим временем этого года.

До описываемых событий мы более-менее успешно пережили 6 месяцев нескончаемого ноября, наблюдали далекий Китай, в котором здоровенными сачками ловили чумных (или даже просто подозреваемых) граждан, к апрелю так называемый «психоз» добрался и до нас – люди стали чаще умирать, экономика полностью остановилась, на границах повесили здоровенные амбарные замки.

Параллельно шла очередная нефтяная мировая война, по результатам которой нефть стала стоить дешевле, чем емкости, в которых она хранилась. Мировая война плавно перетекла в Отечественную, и оба белорусских НПЗ (главные добытчики денег в нашей стране) остались без сырья почти на полгода.

Воображение рисовало огромного белого пушистого зверя мчащегося во весь опор прямо на нас…

А тут еще выборы. Хотя я бы заменил это слово на фактически более верное – «одобрямсы». Есть большие сомнения, что царь хотел, чтобы челядь чего-то там выбирала. Он просто хотел очередного одобрямса и продолжительных оваций. Человек уже в возрасте, понять можно.

Однако, не срослось. Что-то с самого начала пошло не так. Уже в июне стало понятно – впереди отчетливо маячит народный бунт, резонирующий с коронавирусным психозом и серьезными экономическими проблемами. Точкой ИКС назначили 9-е августа. Но фильтровать через себя сложившееся инфополе стало категорически невыносимо уже к первому числу. Было принято единственно верное для психики решение –  заранее сховаться в бульбу. А именно – уехать на прекрасный, тихий и волшебный Днепр. Что мы и сделали.

Маршрут

Красавец Днепр (одно название реки чего стоит) начинается на Смоленской возвышенности, петляет там довольно долго и благополучно пересекает границу с Беларусью в 50-ти километрах от Орши. Покидает он нашу территорию в самой южной точке страны, пробежав не менее семи сотен километров. Я, как большой любитель арифметики, прикинул интересный факт – днепровская вода, попавшая к нам из России, оказывается на украинской территории не ранее, чем через 40 календарных дней.

Стратегически верным решением было бы пройти весь белорусский участок, чтобы с чистым сердцем поставить галочку в чек-листе «Я здесь был». Но тактически были нюансы.

От российской границы и до Могилева река слишком мелкая и узкая. Это было известно из собственного опыта – дважды уже мы сплавлялись из Орши вниз на надувной лодке. Куча камней на дне, перекаты, отмели, коряги и наносы – так себе сочетание для яхты, даже маленького швертбота.

Самый южный кусок реки полноводен и широк, но при этом является границей государств со всеми вытекающими.

В итоге, было принято решение не усложнять себе жизнь и пройти маршрут от Могилева до Речицы. По прямой между ними всего 170 километров. Но, как выяснилось уже на местности – петли Днепр закладывает на совесть. До финиша нам пришлось идти целых 310 км.

Косяк года

Ошибки признавать тяжело, но необходимо. Командор экспедиции в  этот раз совершил очень серьезную. Он не взял мачту.

Т.е. яхта «Крошка» — а это тугие белые паруса, резвящиеся на ветру колдунчики, бесшумный ход и пенные гребни за кормой – лишилась, можно сказать, правой ноги и руки, заодно. Мы весь путь тарахтели на моторе.

Семь из восьми ходовых дней нас сопровождал довольно бодрый попутный ветер.

При этом, на реке был необычайно высокий уровень воды для этого времени года – сильные июльские дожди на смоленщине обеспечили ощутимый паводок. По моим оценками, да и по наблюдениям местных рыбаков, воды было минимум на полтора метра больше, чем обычно. Для сравнения, осадка нашей яхты с выпущеным швертом всего метр двадцать.

А я не взял мачту, Карл!

В свое оправдание могу сказать следующее:

  1. На реке несколько непроходных мостов даже для нашей не особенно высокой мачты. ЛЭП еще больше. Учитывая высокую воду пришлось бы валиться/подниматься на воде с десяток раз, что с двумя младенцами на борту малореально;
  2. В прошлый раз (в 2018 году) мы проходили уже часть этого маршрута на этой же лодке. И я прекрасно помню, как стоял в центре реки по колено в воде и пихал руками Крошку против течения, т.к. даже приподнятый мотор винтом расшвыривал камешки со дна;
  3. Месяцем ранее на Припяти паруса у нас были, но 98% ходового времени дул вмордувинд;
  4. Отсутствие мачты сокращает время сброса и подъема лодки на прицеп минимум вдвое. Что в условиях наличия двух гиперактивных юнг, помноженных на комаров, весьма немаловажно.

Можно еще оправданий придумать, но как же все-таки жаль)

Электричество смеется мне в лицо

Яхта «Крошка» не то чтобы набита электроникой, но на распределительном щитке у нас задействовано 11 выключателей. Все системы жизнеобеспечения требуют разницы потенциалов – освещение, забортная вода, питьевая вода, канализация, душ, отопление, навигация, связь, мультимедиа.

При этом, лодка максимально «экофрендли» — мы используем только энергию солнца. Вернее, использовали. За пару недель до отъезда выяснилось, что наша 50-ти ваттная солнечная батарея не заряжает аккумуляторы. Очень жаль, но она прослужила всего два полных сезона.

Целая неделя ушла на диагностику блуждающей неисправности. То работает, то не работает. Обрыв в панели, контроллер или проводка, что там еще… Панель ламинированная – все элементы и соединения залиты ЭВА-полимером, скорее всего мы имеем внутренний обрыв пайки. Рациональному ремонту не подлежит.

Пришлось срочно искать замену. А панели все китайские, а границы закрыты, на носу девальвец и товар сильно специфический. Естественно, в Минске нет вообще никаких. Каким-то чудом удалось найти на барахолке более-менее подходящую замену. Купил три панели по 20 ватт. Две из них подключил параллельно взамен сломанной 50-ки. Третья – будет лежать в трюме про запас. В ночь перед отправкой пришлось кормить комаров и паять тройники.

Кстати, пантограф под мотор тоже пришлось чинить. На его толстой пластиковой доске обнаружились подозрительные трещины, которые легко могли привести к утоплению мотора где-нибудь среди жлобинских болот. Сомнительный пластик заменили на фанеру.

Поехали!

В этот раз предыдущие ошибки совершены не были – тягач перед отъездом был полностью обслужен, тормоза отремонтированы, даже радиаторы помыты.

Изначальная идея была в том, чтобы замедлиться. Вот мы и замедлились – выехать смогли только к 15-ти часам. Впервые, наверное, так поздно.

К счастью, точка старта – Могилев – от нас совсем не далеко, и в начале шестого я уже бодро шагал на разведку к днепровскому затону, где предполагался сброс лодки в воду. Координаты этого «слипа» были получены от надежных людей, все должно было быть легко и непринужденно, но…

Надо сказать, что мне там совсем не понравилось. Затон расположен выше по течению, чем исторический центр Могилева, т.е. сбросившись там, можно было посмотреть на довольно красивый город с необычного «водного» ракурса, но риск был слишком велик.

На берегу затона совсем недавно поработали бульдозеры – ровняли береговую линию или готовили площадку под новую стройку. Т.е. грунт был не плотный, а жиденький, конкретно так размытый дождями песочек. Спуск к воде был довольно крутой, а само дно затона – плотное, но слишком пологое. На кроссовере с летней резиной там можно было сидеть на брюхе до скончания веков.

Нет! Надо поискать спуск попроще. Еще помню пустырь и колючие колючки повсюду. Почему я там шел босиком под палящим солнцем?

К счастью, наша путеводная звезда по кличке Garmin показал значок слипа в районе могилевского речного порта. Значок перекочевал на эту карту еще с советских генштабовских карт, шанс был не большой, но и выбора особо не было. Поехали.

Речники в Беларуси – это такие динозавры на новый лад. Реакция портового вахтера на слова «слип» и «сбросить лодку» этому явное подтверждение. Его разум в смятении пытался меня понять, но не смог. Ни о чем подобном вахтер никогда не слышал, и уж, тем более, у них ничего такого нет, и не было.

Тем не менее, спасибо тебе, добрый человек. Он довольно неопределенно показал на прибрежные кусты. Говорит, пару раз видел там машины с лодочными лафетами. Вот такая у нас сформировалась яхтенная инфраструктура к 21-му веку.

Представьте же мое удивление, когда я действительно нашел там вполне сносное место для сброса. 500 метров на север от порта. Всего-то нужно аккуратно пробраться через огромные валуны, заботливо разложенные поперек дорожки исполкомом.

«Слип» широкий – можно сбрасывать одновременно две яхты. Берег коренной, плотный. Глубина достаточная. Расцепляться и закатывать ручками поглубже все равно пришлось, но прицеп покатился легко и недалеко.

Единственный нюанс – весь слип был заставлен батареей удочек. Тут можно было легко и непринужденно нарваться на грубость. Но, рыбак оказался отличным мужиком – удочки без вопросов убрал, показал место поглубже, даже сползал в воду – помог толкнуть прицеп. Почаще бы так.

Все операции по сбросу заняли минут 30. Это рекорд.

В процессе на бережок подтянулась группа местных ребят лет десяти. Выросшие на окраине явно из пролетарских семей, они, тем не менее, запомнились умными глазами и связной речью.

Честное слово – если бы не поздний вечер, я бы их всех с большим удовольствием покатал на «Крошке». Думаю, для них это было бы эквивалентно двум неделям за партой.

Удивительно, но школьники с моего района такой реакции ни разу не вызывали.

— А это что, ваша ЛИЧНАЯ лодка?
— Да нет, это они ее на прокат взяли. Точно.

— Смотри, у них там даже свет есть!
— Ага, тут должен быть аккумулятор. А вот и солнечная батарея.

— Повезло тебе. Такой папа богатый. Мы с отчимом тоже на рыбалку ходили. Один раз.

— Да, у нас тут недалеко гипермаркет. Выезжаете на асфальт, потом до конца улицы и налево. А можно здесь через дворы. У вас карта есть? Давайте покажу короткий путь.

Собираю в багажник гаечные ключи, старательно обхожу подозрительные кучки, раскиданные вокруг и прикрытые белыми бумажками – едем парковать машину к местному Е-Сити. Он, кстати, расположен практически на берегу Днепра возле моста Шмидта. Сразу вспоминаю «Золотой теленок» — неужели тот самый?

«Магазин огромный, поэтому купите свежего местного хлеба, помидоров, огурцов, детский кефир и колу» — командует старпом.

— В магазине пропало электричество, кассы еле работают на резервном питании. В магазин не пущу, ждите.
— А сколько ждать-то?
— Может, минут 15, а, может, и час – как получится.

Все ясно, удача временно отвернулась от нас. Поворачиваемся спиной к охраннику и бодро шагаем с юнгой за руку окраинами Могилева. Путь не близкий – километра два.

По дороге попалась вездесущая «Копеечка». Но помидоров нет даже здесь.

«Давай купим сок! Нет, лучше вот этот ананас!» — уверенно показывает юнга на дыню.

Тем временем солнце давно уже зашло, смеркается, москиты атакуют. Грузимся на «Крошку» и срочно отваливаем на фарватер. Не совсем понятно – есть тут судоходство или нет. Обстановки на реке не видно, но, кажется, какой-то буй при свете дня старпом заметил. Темно.

Проходим для разминки метров 300 и встаем на растяжку ночевать. День был длинный. Мы, кажется, успешно сбежали из гнетущей действительности.

Водный мир

Можно констатировать простой факт — водоплавающей жизни на белорусском Днепре практически нет. Ее следы еще можно случайно встретить, но в качестве бесплатного водного пути длиной 700 километров река уже не используется.

За три сотни пройденных километров мы видели 3 буксира, 3 баржи, 2 земснаряда, одного путейца, пяток жестких моторок и десятка два надувных. Все.

Тем не менее, утром тарахтение судового дизеля показалось мне совсем небезопасно близким. Так и есть – мы стоим у края судового хода прямо напротив входа в речной порт. Без огней и почти на самом перекрестке. Кто бы мог подумать ночью, что это место такое оживленное.

Мимо нас резво промчался пустой БТ навстречу еще одному  — с баржей, груженой песком. Там, на изгибе реки они соединили себя прочными узами и медленно, зато вместе, затянули песок в порт под разгрузку.

Все это время мы болтались на якоре у них под носом. Рука сама тянулась перезакинуть якорь поближе к берегу – все-таки мы в слишком разных весовых категориях.

Размеренное жевание дыни под утренним могилевским солнцем было прервано подозрительным шорохом в кустах. И фырканьем. Казалось бы — при чем тут кони?

Днепр уже не в первый раз нас встречает лошадьми. Ни в одной области Беларуси их столько нет. Вот и сейчас – рыжие, вороные, пятнистые пришли купаться. Поразительно умиротворяющее зрелище.

Ну а «Крошка» поднимает якоря и отправляется в путь. На улице жара. Естественно, первым делом хотелось бы освежиться. Душ на лодке – это одно, а вот купание – совсем другое.  Но нет.

Если глянуть на гуглокарты Днепра, можно заметить множество мелей и песчаных пляжей по берегам. Да и по прошлому путешествию в память врезалось, что здесь уж точно нет проблем с купанием. А у нас были. За 10 дней экспедиции мы смогли найти нормальный песок от силы раза 3-4. Вода – супервысоко.

Так высоко, что обстановочные буи поплыли сами по себе в разные стороны. В районе могилевских очистных нам на встречу попался одинокий кораблик-путеец, который как раз их собирал. Впрочем, обстановка на реке присутствует исчезающе мало. Буев почти нет, остались одни осевые знаки. Но толку от них мало – фарватер не чистят. Река проходима только по высокой воде.

Хотя, справедливости ради, могилевские речники стараются – до самого Быхова эхолот показывал глубины 4 – 10 метров. На этом же участке работает земснаряд, песок с которого буксиры таскают на могилевские стройки.

Дайте пескааа!

Юнги страдают от жары и гиподинамии. Один раз встали охладиться в болотце, второй раз – на коровий водопой. Везде очень бодрое течение. Командор еле-еле против него выгребает. Про остальную команду – молчу. За целый ходовой день не видел ни одного метра чистого песка – одни кусты, осока или торф.

Встали на ночевку с видом на церковные купола в Баркалабово. Пустынная река, закат, тишина. То, что нужно. Перед сном повисел сзади лодки на купальном трапе. Если разжать пальцы – унесет в Черное море. Спасать некому. Не назвал бы это купанием, но с задачей охлаждения организма справился на отлично.

Ночью и рано утром накрапывал дождик. Это были единственные миллилитры, упавшие с небес за весь поход. Как прекрасно утром на улице – свежо, и нет прямого солнца. А-бал-деть. Самое время для блинчиков с малиновым вареньем.

Отправляемся с новыми силами на поиски пляжей. А их нет.

Предполагалось, что мы ночевали с видом на купол церкви из Барколабовского женского монастыря. Который неплохо было бы посетить, раз уж он на берегу Днепра. Гиподинамию снять, опять же.

Но, во-первых, это был не монастырь, а свежепостроенная деревенская церквушка с синим конусообразным куполом.  А во-вторых, по реке к монастырю не подобраться, хотя у них и есть симпатичная лесенка прямо к воде. Это днепровский старик ощутимо заросший. Пролетаем. Хотя, золотая пузатая маковка на храме выглядит свежо и позитивно…

Если бы у нас был включен телефон, мы бы это заранее выяснили, конечно. Но побег – есть побег. Приходилось оценивать ситуацию «с воды». А там обычно все не так однозначно.

Попытка встать на отмели недалеко от монастыря и хотя бы походить ногами по песку  — «искупаться» — была полностью провалена. Течение сбивает с ног, а на дне препротивнейшая болотная трава. Едем дальше.

Кусты, трава, ивняк, болото.

На обед встали у коровьего водопоя. Опять на растяжку. Река здесь ощутимо поворачивает, поэтому на якорях мотает, как будто их и нет вовсе. Вправо-влево, вправо-влево. Укачало.

Переставлять лодку лень, обедаем так. В десяти метрах от нас на берегу – тенистый тоннель из ивняка, вытоптанный подчистую. Он уходит перпендикулярно к реке в таинственные дали, которые даже в бинокль не просматриваются. Если ничего не знать про коров, то выглядит очень загадочно. А ночью здесь, наверняка, особая мистическая атмосфера.

За неимением лучшего, снова вишу сзади лодки на трапе. «Вишу», «плыву», «купаюсь» — какие-то неправильные все слова для этого занятия.

Разбивая всю атмосферу загадочности, мимо нас дважды проходит стадо телят. Они задумчиво жуют жвачку и опасаются спуститься к воде. А и правда – от яхты «Крошка», на борту которой написано «Спасибо!» можно ожидать чего угодно.

Юнги в восторге.

На этой позитивной ноте добрались до Быхова. Встали возле моста. Биииип! – наверху прогудела здоровенная фура. Наверное, нам. А кому еще?

В город отправляется десант на разграбление. Все-таки хочется помидоров. Но в первую очередь – нам нужен кеш. Разум подсказывает, что в любой форс-мажорной ситуации на этой местности прямоугольная пластиковая пластинка из кошелька вряд ли окажется полезной. Нужны лучшие друзья путешественника – наличные.

Всего километр по днепровской пойме, подъем в гору и мы на месте. О былом величии напоминает груда развалин «Быховский замок». О современном величии напоминает отреставрированная белая башенка из замковой крепостной стены. Пустынная площадь, с некой провинциальной грустью озвучивается песней «Беларусь синяокая».

Но деньги в банкомате имеются. Невозмутимый агрегат выдает пачечку свеженьких, только отпечатанных, номера по порядочку. Хочется крикнуть: «Привет, депозитчикам!»

— Давай купим яблочный сок!
— Может, лучше арбуз?
— Давай. Тогда покупаем сок и арбуз…
— А кто его потащит?
— Нууу… Ты.

Берем тугой как мячик арбуз на десять килограмм, помидорки, сок, квас, печеньки, вафли, ну вы поняли.

Надо было соглашаться на яблочный сок. Без арбуза) Жара.

На обратном пути нас догоняет лошадка с целым возом сена.

«Ну что, поедем?» — доброжелательно кричит возница.

— Да неее, нам тут недалеко, до моста только…

Вот по прошествии думаешь – иногда действительно лучше жевать.

Мост в Быхове не проходим для яхт. Висит отметка габарита 7 метров. До него от Могилева только одна ЛЭП, высокая, но без опознавательных знаков. Буксиры под ней ходят с поднятой мачтой.

За поворотом реки обнуляются путевые знаки. Начинается новый отсчет – до Рогачева. Глубины ощутимо падают. Теперь эхолот показывает 2,5 – 4 метра.

Проходим знакомый коровий пляж. Два года назад я раздумывал – как сбросить здесь лодку и не посадить на брюхо машину. Песка, в котором мы должны были застрять (а его была полоса метров 15 шириной), из-за высокой воды не видно вообще. Где-то тут в бурьяне валяется ручка от нашей лебедки. Но это потеря 2018 года.

Еще пару поворотов реки и встаем на ночевку. Выйти на берег негде. На якорях мотает. Сильным течением всю ночь крутит винт. И я, лежа в гробу, прекрасно слышу гудение редуктора. В следующий раз надо включать передачу на моторе ночью.

Команда полностью акклиматизировалась – всю ночь все спят. Едим арбуз – довольно сладкий попался.

С самого утра термоядерное солнце жарит нещадно. И это нисколько не смущает местных комаров – их просто море. Да, вообще, для Быхова это характерно – с ужасом вспоминаю, как бродил тут в вечерней травке в поисках слипа.

На завтрак бог послал нам макарошки с БОЛЬШИМ сыром. Наверное, самым большим за всю мою историю. Холодильника у нас нет, а продукты могут испортиться. Не дадим!

Затянувшись москитными сетками пьем кофе и отчаливаем. Снова ищем хоть какой-нибудь пляж. Но здесь нет даже мелей! Везде минимум двухметровая глубина.

Несколько часов на солнце тарахчу мотором. Уррра! Песок! А вот и нет – из кустов тут же вылезают два охотника за рыбой, батарея удочек всех модификаций прилагается. Срочно проверяют свои орудия лова, как будто там можно что-то поймать. Всем своим видом показывают – это наша территория.

Глотаем слюни, идем дальше. Я видел песок впервые за 4 дня.

Проходим высоковольтку. Отметок нет, но очевидно, что высокая.

Силы на исходе, но тут судьба подкидывает нам косточку — «Нанопляж». Судя по Гуглу, в обычную воду там конкретный такой бархан, но нам достается полоска заиленного песочка длиной метров 10 и шириной в метр.

И, тем не менее, какое же это удовольствие ткнуться штевнем в песок, выпрыгнуть на твердую землю и пробежаться босиком по теплой воде.

Слепни, мухи, комары – это все так не важно, когда ты четверо суток жарился под открытым августовским солнцем в полуметре от воды, и, при этом, не имел возможности нормально в ней искупаться.

Кайфуем. Обедаем. Дневной сон. Снова кайфуем.

Деревня Новый Быхов. Приятное и довольно атмосферное местечко. Имеется хорошее отсыпанное место для слипования в затоне. Здесь мы сбрасывали лодку два года назад.

Этимология названия так до конца и не ясна. По логике вещей – новый должен быть лучше и больше, чем старый. Думаю, в этом кроется смысл «новизны». Но Википедия говорит нам, что расцвет у этого местечка случился в самом конце 19-го века. 2500 жителей, 2 ветряные мельницы, церковно-приходская школа, 23(!) лавки и всего 2 корчмы (+одна церковь и две синагоги). При всем уважении, Быхов, который мы посетили днем ранее даже сейчас значительно круче. Хоть там и негде сбросить яхту.

Не останавливаясь, тарахтим ниже. Где-то там, километрах в трех должен быть здоровый пляж, метров 300 длиной. На него вся надежда. Но она, надо сказать, тает.

Проходим широкий разлив, на дне которого было полно камней и камешков. Помнится, в прошлый раз здесь я чуть не сломал рулевую коробку – максимальная глубина была около полуметра. Причем, по всей ширине. Фарватера там я так и не нашел, хотя осевые знаки стоят.

А что сейчас? А сейчас я даже руль не поднимал – 2…2,5 метра глубины минимум. Хотя от камней на дне воронки все равно видно.

Все затоплено. Никакого даже намека на песочек.

Дальше по Днепру на много километров проходит граница областей – Гомельской и Могилевской. И, как показывает практика, в таких местах – самая глушь, самый чистый природный кайф.

К вечеру мы дошли до интересного места. Промоина. Здесь река закладывает очень крутую петлю – на пару километров в одну сторону, у коренного берега разворачивается и возвращается обратно практически в то же место. Между руслом, где вода бежит на север и руслом с южной водой не больше 30 метров суши. Судя по всему, совсем недавно – может быть, лет пять назад – река в половодье пробила эту узкую полоску земли и теперь там, выражаясь сантехнически – байпас. Часть воды идет, как и шла по старому руслу, а часть – крутится, вертится, бурлит и вливается сразу во встречный поток. Скоро петля заилеет, обмелеет и зарастет кустами – сформируется новый «старик».

А сейчас там рыбацкий рай. Судя по всему, рыба дуреет от траектории водных струй в этом месте и отлично ловится. В подтверждение сего факта говорит почти капитальное сооружение, собранное здесь на песочке из внушительных бревен. Теперь здесь может человек десять с удобством сидеть в рядок, тупить, и глядеть на поплавок. Нигде больше такого не видел.

Зато, как и ожидалось, в таком месте не могло не быть песка. Отводим, наконец, душу. Ткнувшись носом в песочек, ложимся спать.

Но не сразу. Как только солнце спряталось за сосновый бор, лодка подверглась нападению каких-то пренеприятнейших мотыльков. Судя по всему – одноразовых. Они полетали, пожужжали, залепили москитки своими телами, а утром все оказались мертвы. Как грустно…

И, что хочется отметить особо: сколько у нас было стоянок – столько же было и насекомых миров. И все разные. В одном месте – мухи, в другом – комары, в третьем одноразовые мотыльки, в четвертом – громадные слепни «тигрюли» (желтые в черную полосочку), ну и их комбинации, конечно. Удивительно.

Утром просыпаемся в окружении молчаливых зомби-рыбаков.

«Охотятся поодиночке, носят одежду цвета хаки, немногословны, но, как правило, агрессивны, если дело коснется их лесок. За блесну я вообще не знаю, что они могут сделать».

Как амурские тигры они щемятся по кустам то тут, то там. Пугают уток. В общем, ни пошуметь, ни голышом пробежаться…

Завтракаем. Пытаюсь отскрести одноразовых мотыльков. Они умудряются досаждать путешественникам даже после смерти. Останки их тел к утру превратились в некое подобие детских макаронин – маленьких и твердых – намертво прилипших к субстрату, т.е. яхте.

За поворотом нас ожидает полюбившееся еще с прошлого похода место – Лошадиный остров. Здесь русло раздваивается на два довольно мелких рукава. А между ними живут лошадки. Настоящий табун в полсотни голов.

В прошлый раз я пытался кормить их капустой. А сегодня у нас в меню Морковь!

Где еще в мире можно не выходя с яхты покормить вороного красавца со звездой во лбу? А погладить?

Остальной табун знает толк в субординации. Подходят за вкусняшкой только после босса. Но морковок мало – на всех не хватает.

Почти двухкилометровый остров на противоположном своем конце располагает жемчужиной – огромным пляжем. Даже в паводок он остается к нам гостеприимным. Юнги ползают в грязи. Командор испытывает маску ИзиБриф.

Прозрачность днепровской воды оставляет желать лучшего – пальцев на руке почти не видно. Маска, в которой я разглядывал живую барракуду в Хургаде (а она – меня), здесь абсолютно бесполезна. Только уши заморозил.

Шестью километрами ниже по течению закончилась наша экспедиция в 2018 году. Здесь мы ночевали, а потом вернулись в Новый Быхов. Помнится, весь берег был в следах невиданных животных (с внушительными когтями), приходящих сюда на водопой. Сегодня проносимся мимо без остановок – глазу зацепиться не за что.

Далее Генштаб 80-ых годов рисует нам радужные картины – паромная переправа, пристань, цивилизация. Крупный н.п. Кистени.

Но нет уже здесь того, чем гордилась исчезнувшая цивилизация. Даже намека нет.

А у нас подходит к концу питьевая вода. Бака на 45 литров хватило на 5 дней – младенцы на борту. Поэтому организуем высадку для пополнения запасов.

Якорь втыкаю в глину, на ключик запираю брандерщит. Уходим от лодки всей командой. Присутствует элемент тревоги, но мы вынуждены верить в человечество.

Тропинка петляет вверх по довольно крутому обрыву через заросли крапивы и комарье. Легкое напряжение в атрофированных мышцах – и мы в цивилизации.

Как выяснилось, здесь целых два магазина – совковый от РайПО и частный, с оптимистичным названием «Надежда». Местные к нему относятся с особым трепетом. Даже продавщица из РайПО.

Пухлая пионерка на велике пытается запутать следы и уверенным жестом отправляет нас на шопинг в противоположный конец деревни. А вот мужики с окраины исправляют вектор нашего движения на правильный.

— Ага, ближайший магазин как раз по этой дороге. В 18-ти километрах. В Рогачеве.

Мороженое, Кола, Фанта – настоящий комплект путешественника.

Поселение довольно древнее – известно по летописям с 16-го века. А в 18-ом веке здесь даже был заложен ландшафтный парк. Его подзаросшие останки обнесены сейчас заборчиком и гордо именуются «Кистеневский парк». Об этом свидетельствует шикарный кованый указатель, который стоит, наверное, дороже всех парковых скамеек.

Затарились водой у аборигенов. Местные детки (женского пола) проявили интерес к путешественникам. Особенно к юнгам (мужского пола). Перед посадкой старпом прокатился на пятой точке по местной глине. В срочном порядке отходим – москиты!

Поворот за поворотом движемся неспешно на юг. Солнце крепко напекает голову, зато аккумуляторы забиты – новые солнечные батареи работают без перебоев. Трудно побороть в себе желание окунуться в освежающую днепровскую водичку. А вот и место подвернулось – отличный коровий пляж. Навоз и мухи. Все, как мы любим!

Юнги ползают в копытцах, копают озеро среди лепешек. Пляж длинный даже в паводок, около километра. В низкую воду здесь, наверное, настоящие барханы. Лучший аттракцион – добежать до верхнего по течению конца пляжа и на спасательном круге приехать назад к яхте. Усилий минимум, а впечатлений максимум.

Конечно, такая иддилия не может длиться вечно. Судьба поставила командора на место. Был обнаружен клещ на ноге. Классический — с рыжей жопкой. Уже успел завинтиться в кожу. Конечно, по науке нужна бы дезинфекция, вращательные движения, положить в баночку, отнести на анализ…

Но какая уж там наука, когда такая мерзость прямо на тебе и готовится высосать все соки. С третьей попытки выдрал и выбросил. Коллегиально решили, что будем следить за температурой – если поднимется, значит клещ был паленый, энцефалитный то есть. А нет – ну и славненько. Такой себе привет из кистеневской крапивы.

Далее река петляет мимо поселения с атмосферным названием Гадиловичи. На память сразу приходят знакомые по поездкам деревни: Козлы, Быки и Бычихи. Ага, еще Сукино знаю в Псковской области.

Здесь, наверное, Луна по-другому на рыбу действует, или еще что – плотность рыбаков на километр берега  начинает зашкаливать (хотя до этого была почти нулевая). Дальше до самой Речицы любителей закинуть крючок было больше, чем рыбы.

На высоченном левом берегу, на обрыве, виднеется санаторий «Приднепровский». Там, как позже выяснилось, целая галерея минералки из подземных источников. Лечат грязью и обертывают в мокрую простыню). Жаль, что узнали об этом только дома, а то бы обязательно посетили.

Эрозия работает четко – река точит обрыв медленно, но уверенно. На самом верху (там, где источники) симпатичный сосняк, а у крайних к реке деревьев весьма шаткие позиции. У верхушечных корней почва еще осталась, пол метра, может. А под ней зияющая пустота – все сползло в реку.

На этой самой почве в лучах заходящего солнца стоит одинокий отдыхающий. Мы смотрим снизу на него, а он сверху на нас. Интересно, он в курсе, что на тридцатиметровой высоте его удерживает исключительно везение?

Места здесь прикормленные, рыбные. Под каждым кустом по паре рыбаков. Есть и большие компании с детьми. Пытаемся встать на ночевку в равноудаленной от них точке – на растяжечку возле кустов. Помогает, откровенно говоря, мало – до полуночи нас радуют бесплатным концертом. Гвоздь программы – «Белые розы» с дискотеки «Приднепровского». А после одиннадцати классика — пьяные сольники перемежаются хоровым пением под гитару. На противоположном берегу жгут костры. Завтра переломный день для страны.

День выборов, 9 августа

Побег от предвыборной лихорадки пошел на пользу экипажу. Просыпаемся ближе к обеду – нам, в общем-то, плевать. Режиссер известен, сценарий тоже. Ничего нового мы не увидим, но в воздухе все равно присутствует электричество. Мир изменился, и все это ощущают.

После полудня наши соседи по днепровской пойме дружно потянулись в цивилизацию. Как по команде грунтовка в прибрежных кустах заполнилась машинами, медленно ползущими на выход. Поляна, вроде, не большая, но десятка два автомобилей мимо меня проехало точно. Потрясающая консолидация общества.

Вместе с тем, возле нашего (противоположного) берега события развивались еще драматичнее. В камышах явно кто-то был. Глаза мои видели приминаемые стебли, уши слышали шорох вкрадчивой поступи, но главный актер так и остался инкогнито – настоящий профи.

Тут в 15-ти метрах от лодки истошно заверещала утка и, пулей выскочив из камышей, почти бегом побежала по воде подальше отсюда. Напуганная до полусмерти, но живая.

Шорохи были слышны совсем рядом еще пару минут, а потом внезапно стихли. Лисица?

Надо сказать, что животный мир в этот раз нас не баловал разнообразием. Цапли всех возможных оттенков в изобилии, буслы, бакланы и ласточки. Больше вообще никого не видели.

Дальше до Рогачева реку пересекают две высоковольтки. На одной из них даже присутствует отметка высоты – 15 метров.

Река делает крутой поворот. По внутреннему радиусу – отличный отмелый пляж (правда, полностью захваченный коровами), по внешнему – небольшая деревня на невысоком обрывчике. И прямо на нем, метрах в трех от воды, кто-то расставил столбы – сельская высоковольтка. Читаю в бинокль объявление – «Ловля рыбы запрещена. ОПАСНО для жизни!».

Тут же, на бережке, свесив ноги с обрыва, в раздумьях сидит рыбак с удочкой. Последний выживший, подумалось…

Столица белорусской сгущенки – Рогачев, надо сказать, не впечатлил. Набережной нет, пляжа городского нет, яхтсменов здесь не ждут.

Основной и единственный мост через Днепр на капитальном ремонте – меняется все, вплоть до несущих балок. На замену ему построен временный, но довольно капитальный, из металла. Грохот издает неимоверный – издалека его приняли за раскаты грома, тем более небесная картина располагала к таким фантазиям. Высота пролета 7 метров.

Возле этого моста по отработанной методике ткнулись носом в берег, якорь – за кустик, идем в город. Подъем туда через крапиву, потом под опорами моста. Здесь был страшный момент. Собственно, «гром» издавали конструкции моста (явно не состыкованные по высоте), когда тяжелые фуры скакали между их секциями. И вот одна такая, тонн на 40 весом, как скакнет прямо у нас в паре метров над головой! Экспедиция – врассыпную. Командор рванул вперед, старпом – назад, юнги… не знаю, куда. Фух, пронесло…

Прямо возле моста – местная достопримечательность. Городище. На табличке отмечено «начало 1-го тысячелетия до н.э.» Место-то намолено. С тех времен, правда, мало чего осталось. На горке камешками выложен периметр, в центре – пара дубов. Собственно и все.

Здесь любят кошек – их навалом, примерно как в Одессе. Малый бизнес уже практически не подает признаков жизни. Яйца для экспедиционного омлета смогли найти только в третьем по счету магазине. В воскресный день на городском рынке работало всего несколько точек. Эй! Где вы все?

Трое пацанов подрулили на «Ниве» к боксерскому автомату. Поскребли мелочь. Сыграли на деньги. Неожиданную победу одержал поц в майке-алкоголичке с перекачанными бицепсами. Уделал двух своих тощих приятелей. Молодец. Грушу он приложил аж на 718 очков, да так, что мой маленький юнга с неокрепшей психикой заплакал от страха – пришлось ретироваться.

В Рогачеве до сих пор хорошо относятся к дедушке Ленину. Настолько хорошо, что на уличных аншлагах обозначена «улица Владимира Ленина». Любопытно — к чему это уточнение про Владимира? В других местах этот лэйбл вполне самодостаточен. Как «Памперс», например.

На площади возле статуи Владимира заседает участковая комиссия, на улице дежурит одинокий наряд ППС. В парке напротив стагнирует батутный бизнес. Хозяин обреченно сворачивает свой аттракцион – теплый августовский воскресный вечер не принес ему клиентов. Мы тоже проходим мимо.

Мимо пробегает парочка – мама с дочкой. Обе – на стиле, каблуки, макияж. Видно, что готовились к выходу в свет не один час. На их фоне я в своей потянутой тельняшке и шлепках на босу ногу был больше похож на сельского конюха, чем на яхтсмена. Дамы бежали голосовать, но об их электоральных предпочтениях судить не берусь – тут 50 на 50.

Здесь, по ощущениям, явно проблемы с едой. Батон продали засохший (якобы из-за работающего кондиционера), а ветчина оказалась уж совсем малосъедобной. Естественно, без сгущенки уехать из Рогачева было нельзя – взяли синюю и коричневую.

Милые бабульки любезно поделились питьевой водой, в то время, как на небе сгущалась иссиня-черная бормочущая масса. Лучше бы нам ускориться – судя по прогнозу ожидается серьезный ливень с грозой.

Дождя, кстати, так и не случилось, а вот лишнее ускорение пошло на пользу. Возле «Крошки» уже собралась парочка обиженных жизнью рыбаков. «Мы всегда здесь сидим».

Естественно, буржуи, занявшие их личные рыбные угодья своей сверкающей нержавейкой яхтой, не на шутку спровоцировали классовую ненависть. Нас так сильно хотели выгнать, что даже сами подали якорь и столкнули с заглушенным мотором прямо на сваю временного моста.  Это хорошо, что наш Сузуки заводится с пол оборота – не нарадуюсь.

Уходим. Размышляем о гостеприимстве, любознательности, взаимопомощи и прочих абстрактных вещах, которые оказались неприменимы к здешним местам.

— Эээй, это же река Друть?
— Нет, это Днепр.
— А мне показывает, что Друть! Ну а где здесь памятник сгущенке? Мне там нужно встретить ребят, они сплавляются.
— Это точно не здесь, потому что это река Днепр. Едьте по главной дороге в центр – точно не промахнетесь.

— Да не знает он ничего, иди вниз в кусты поищи их! – кричит мужик лет пятидесяти своей спутнице, уставившись в гуглмапс.

Продолжаем размышлять об элементарных правилах приличия, культуре и деградации общества.

Устье Друти мы встретили парой километров ниже по течению. Рогачев расположился как раз в междуречье. Тут же, возле кладбища, можно отметить неплохой слип с хорошим подъездом. Местные им явно активно пользуются.

За городом реку углубляют. Нам встретился буксир с баржей и земснарядом. Правда, на них одних надежды мало – километрах в пяти ниже по течению глубины снова падают. С 8-10 метров, до привычных 2,5 – 4.

Петляем по пойме. Впереди нас ожидает чудо. В дачном поселке Красная горка от берега отделился солидный катер веселенького желтого цвета, плавно развернулся и подошел к нам.

— Ребята, помощь не нужна? Воды там, или еще чего?

Впервые нам предложили помощь. Так непривычно, что даже страшно. Вежливо отказались. Но все равно – спасибо тебе, добрый человек.

Обходим по кругу пойменный лужок и видим фантастическое зрелище. На довольно крутом коренном берегу среди сосен одиноко стоит дом. Рядом загончик, где энергично лают собаки. Штук шесть, минимум. Внизу привязаны две деревянные лодки. Казалось бы – чего необычного?

Но дело в том, что у дома нет фасада. Т.е. совсем нет – сполз в реку. Скажу больше – процентов 30 от дома тоже сползло. Остальное держат подпорки. Здоровенный кусок кирпичной стены возле входной двери отломился и готовится к затяжному прыжку в воду.

Медленно, разинув рты, проходим мимо. Вот кухня, вот печка с голубенькими изразцами, вот прихожая. На кухне посуда, в углу дровишки, на веревках сушится белье… Да здесь до сих пор кто-то живет! Это весьма смело, учитывая тот факт, что прямо под полом на кухне – песчаный провал высотой метров 20 и река.

В мозгу всплывают какие-то гнетущие ассоциации – к/ф «Поворот не туда», мистер Николас (это из детского ужастика) и прочее.

— Надо бы сфотографировать…
— А если хозяину это не понравится? Давай-ка пойдем подальше отсюда, мне тут не нравится.

Возвращаюсь в действительность, в белорусский август 2020. Все это зрелище настолько символично, настолько своевременно и актуально, что пробирает мороз по коже.

Собаки исходятся на лай. Нам тут явно совсем не рады. Спускаемся ниже по течению и встаем на ночевку перед трассой М5. Сразу за ней – Жлобин. В сумерках отчетливо видны два дымных следа от металлургического завода – работает ночная смена. В соседних кустах кто-то усиленно плещется.

— Смотри! Вертолет летает над городом – показывает старпом на яркую точку в чернеющем небе. Странно как-то он летает. Вправо-влево, вправо-влево… Да нет. Это просто Сириус — самая яркая звезда в нашем полушарии, а лодку мотает на якоре из стороны в сторону.

Интернета нет. Никакого. От нас до города всего два километра – значит, как и ожидалось, Отечество в опасности. Настолько в опасности, что населению лучше об этом не знать.

Команда улеглась. Кажется, в городе салюты. На выстрелы не похоже. Хотя, какой сегодня может быть салют…

Последняя запись из путевого дневника этой экспедиции: «Что-то будет завтра со Страной…». Проваливаюсь в сон.

В новой стране

Или страна действительно изменилась в эту ночь, или просто лень-матушка взяла свое, но записи в дневник командор делать перестал. Сил хватило только проставить отметки на карте, где происходило хоть что-то необычное. Думаю, просто фон для этих событий был слишком ярким.

Утро выдалось спокойным. Интернета до сих пор нет. Что-то и машины по трассе не едут — понедельник же. Дым от печей на металлургическом заводе перестал заволакивать солнце. Кажется, завод не работает. Но там ведь непрерывный цикл…

Завтрак не смог утолить информационный голод даже в минимальной степени. Чудо белорусской айти-индустрии – Вайбер продолжал безрезультатные попытки связаться со своим сервером. Звонок другу, а точнее – сестре, дал богатую пищу для размышлений. Безоговорочная победа кандидата номер три, 80%. В этом месте возник небольшой диссонанс, и стало понятно – теперь уже точно впереди у нас серьезные перемены.

Мимо прошла группа детишек байдарочников. Они из последних сил выгребали наверх против течения. Тренер на катере как мог пытался их подзадорить, но результат все равно был довольно вялым. В метре от «Крошки» скользит отстающий юниор. На приветствие никак не отреагировал – упрямо смотрел в воду перед собой и механически махал веслом. Кажется, на душе у него было тяжело.

Пошли в Жлобин. Здесь нужно набрать еще воды и купить чего-то вкусненького – впереди длинный отрезок пути не слишком обласканный цивилизацией.

Привычно уже ткнулись в берег возле частной застройки, бросили лодку и всей командой двинули на шопинг. На улице удушающая жара. Печет. Первая береговая линия порадовала – в Жлобине точно есть несколько сотен человек с деньгами.

Не могу не упомянуть про шедевр современного белорусского барокко – жлобинский «Ледовый дворец». Извините, товарищи, но это дно. Вместо приличной набережной и большого городского парка в самом дорогом месте города выстроили громадное шапито из башенок, овалов и кругов. А пару гектаров вокруг замостили полями плитки вперемешку с бурьяном. Р – разочарование.

В магазине пекут вафельные трубочки со сгущенкой. Естественно, рогачевской. Заглядываю в батарею свежих трубочек с одного конца – нет сгущенки. Заглядываю с другого – тоже нет.

— Какой-то слишком тонкий слой сгущенки тут у вас, наверное…
— Да вы что! Сгущенки очень много кладем. Честное слово. Да вы не туда смотрите. Эти трубочки без нее, вот эти нужно смотреть.

И действительно, по пол банки хорошего густого сгуща в каждой трубочке. Я смог съесть только одну и то, чуть не умер. Кто же съел коробку остальных – вопрос.

Терминалы не работают, карточки не работают. Да здравствуют наличные! Девчонка пыталась скормить автомату денежку – пополнить счет на телефоне. Не смогла.

Идем мимо банка, делаем экспресс-тест нашей экономики. Ведь каждый белорус знает, как оценить ситуацию в стране – нужно просто зайти в обменник. В кассе есть сто баксов. Больше нет. Курсы заметно подросли за неделю. Мда.

На берегу возле лодки сидит печальный мужчина. Закидывает удочку. Подхожу узнать, как обстановка.

— Плохие дела творятся. Очень плохие… Пацаненка вчера убили, (пип). За что?
— Что ж, даже до крови дело дошло?
— Этого ему точно не простят. Сбежал ведь в Китай. А вы думали… Ребята завод остановили. Да… Все уже, ничего не работает. Был я там вчера на площади, когда бойня началась. Больше всего меня бесят эти – с балконов, которые кричат. Чего ты там прячешься – выйди на улицу и иди со всеми…

В Жлобине есть городской пляж и большая станция ОСВОД/ГИМС. Последние к нам интереса не проявляли. А мы специально для них даже всему экипажу жилеты нарядили.

Печальный мужчина очень советовал нам посетить местную достопримечательность Вирский карьер. А теперь я и сам его советую всем читателям. «Уникальное место для отдыха» — так описывается карьер в Яндексе.

Песок, который тут добывали, используется в техпроцессе на БМЗ. Сегодня же копают в другом месте – чуть южнее, а карьер затоплен днепровской водой. Получилась отличная рекреационная зона.

Площадь зеркала – около квадратного километра, очень глубоко (средняя глубина около 15 – 20 метров), высокие песчаные берега заросшие сосняком, есть пляжные грибочки и отмель для малышей.

С Днепром карьер сообщается мелкой и очень узкой протокой – если бы мы заранее не знали, что там большой водоем, точно прошли бы мимо.

Пожалуй, за все путешествие здесь была самая удачная купальня. Вода – парная, течения нет, чистейший песок, солнышко. На пляжах присутствовали аборигены, но их было не много, и отдыхали они культурно. Считаю большой ошибкой, что не задержались тут на денек. Но надвигалась гроза, небо хмурилось, решено было двигаться дальше.

Ниже по течению на левом берегу в старике был замечен монструозный агрегат – землесосалка. Теперь песок со дна добывают здесь. К сожалению, рассмотреть процесс поближе не получилось – протока заросла напрочь.

Искупались на еле заметной отмели. Здесь река закладывала ощутимую петлю длиной в 2-3 километра, но человеческий (наверняка – советский) гений решил слегка улучшить природу и прорубил короткий путь. Здесь же пересекли очень высокую ЛЭП.

Правый берег серьезно подрос в высоту – обрывистый и заросший он явно облюбован современными дачниками. Беседки, мангалы, веранды, навесы, крутые серпантинные лесенки, вырубленные в грунте – все очень круто.

В деревне Затон старичок-Днепр в первый и единственный раз продемонстрировал нам свой характер. Сразу за остатками выброшенной на берег то ли баржи, то ли парома на воде появились круги, завихрения и прочие турбулентности. Эхолот начал показывать удивительные вещи: 3 метра – 10 – 4 – 26 – 19 – 5 – 20 — … И это все на отрезке в несколько сотен метров! Лодку начало трясти и кидать из стороны в сторону. Уж не знаю, что там было на дне, но теперь у меня есть четкое понимание фразы  «в омут с головой». Я бы очень не хотел оказаться в воде без спасательных средств на этом участке реки.

Совсем рядом – и западнее, и восточнее, и южнее бушевали грозы. Облака чудовищных размеров по вертикали протягивали диагонально вниз темно-синие полосы дождя. У нас же ощутимо вдувало, но было сухо.

Надо заметить, что в бинокль эти атмосферные явления выглядели сногсшибательно. Солнце клонилось уже к закату, а его лучи то там, то тут прорезали невесомую вату, рельефно подсвечивая тоннели, башенки и замки.

Снова ночуем на якоре почти по центру реки на широком разливе. Под килем «Крошки» меньше метра воды. Осенью тут наверняка громадный пляж, а нам снова не везет. Были опасения по поводу безопасности такой стоянки – в теории тут можно было ожидать пьяных рыбаков, мчащихся на быстром катере прямо на нас. Но только в теории. Либо в этом регионе проблемы с бензином, либо с деньгами. Утром по кустам прошелестела одинокая плоскодонка — видимо это и есть весь местный маломерный флот.

Утром кардионагрузка – хожу вокруг лодки  по грудь в воде, отмываю борта щеткой. Ведь что в яхте самое главное? Правильно – сверкающие бока.

Юнги катаются на спасательном круге, не спеша снимаемся с якоря. Сегодня у нас получится самый длинный дневной переход.

К обеду раздувает четырехбальный северный ветер, на реке громоздятся короткие волны, барашки, кое-где слоится по воде пена.

Проходим затон или речку (в гугле обозначено «Окра») – а здесь на излучине целый дикий поселок. Десяток больших палаток, белье на веревках, шашлычки, удочки в ассортименте. Интересно, сколько они тут уже живут?

В Шихове Днепр делится на два рукава – узкий и широкий. Мы выбрали широкий и ошиблись. Три огромные петли по несколько километров каждая – сначала едем на юг, потом пробиваемся против ветра на север. Время идет, а прямое расстояние до Речицы на навигаторе практически не меняется.

В качестве бонуса можно отметить трех встреченных лошадок на берегу. Но, если честно, бонус оказался так себе – лошадки были молодые и слишком пугливые. Капусту есть отказались, погладить себя не давали – только время на них потратили.

Понравилась деревня Нижняя Олба. Здесь Днепр расширяется и течет почти прямолинейно. Мелко. На правом берегу, на горе – в основном, дачники. Место довольно глухое и очень тихое. На мгновение захотелось и себе дачу заиметь. Но быстро прошло)

За поворотом открылся вытянутый остров посреди реки. Мы уже хотели поискать возле него мель, чтобы хоть походить по водичке – остыть от августовского палящего солнца, но тщетно. Везде было глубоко. А вот впереди показался довольно высокий песчаный обрыв с купающимися детишками. Ура!

Паркуемся в берег, нежимся в воде. В небе прямо над нами роятся черные грозовые тучи. Гремит. Но проходит пол часа и дождь снова не случился, тучи разбежались, купаемся еще раз.

Дама на берегу сильно переживает, чтобы ее не приняли за деревенщину.

— Нет, нет, мы тут не живем. Просто дача. Сами из Гомеля. Новостей не знаем – у нас тоже интернет не работает.

Чуть ниже кемпинг или турбаза – не понятно. Но на берегу стоит синий рекламный щит. А на щите написано:  «Приглашаем к нам отдохнуть». Это единственный объект туристической инфраструктуры на воде, который мы видели за всю экспедицию. В остальных местах, как видится, водоплавающих туристов не встречается.

Вообще, эта местность довольно интересна была для меня уже очень давно. Место слияния двух крупных рек Днепра и Березины. Довольно труднодоступное и малонаселенное. Но по факту, Березинское устье мы пролетели на одном дыхании. Не впечатлило.

А вот способы ловли рыбы в этом месте стоит отметить. Прямо в точке слияния двух рек в дно вбиты трубы, в трубы всунуты спиннинги, поставлены донки. И это по центру фарватера. Что прозрачно намекает нам на интенсивность местного судоходства. Исключительно чудесным образом мы не намотали на винт парочку этих донок. Палундра! Право руля! Дрифтуем в бурлящем потоке. С берега на нас с удивительным спокойствием взирают хозяева спиннингов. Хоть бы рукой помахали – предупредили…

Характер реки изменился. Она стала ощутимо шире, полноводнее и тише. Берега стали ниже, хвойный лес сменился широколиственным.

Без особых приключений мы спустились еще на полтора десятка километров вниз, где и встали на ночевку в протоке у камышового острова.

По дороге прошли элемент местной нефтяной инфраструктуры «Белоруснефти» — то ли хранилище, то ли качалку, то ли наливной терминал. Странно, что такой опасный объект расположен прямо на берегу реки.

Заметно похолодало, небо затянулось сизыми тучами, желание купаться полностью исчезло. За день было пройдено около 50 километров, экипаж устал невероятно. Ужинаем и спать.

Ночью уже можно было видеть зарево от городских огней Речицы – до нее осталось всего пять километров. А на противоположном берегу от нас всю ночью трепыхался на сильнейшем ветру рыбацкий костер. Как же хорошо спрятаться в теплую каюту, когда о непогоде напоминает только упрямый шелест камыша.

С утра пришлось лезть в дальний рундук – за полартеком, ветровкой и кепкой с флисовыми ушами. Ветер не изменился, но стал холоднее градусов на десять. Впервые за всю экспедицию команда одела на себя что-то еще, кроме тельняшек.

Оставшийся до города путь «Крошка» прошла меньше, чем за час. Лысые обрывистые берега изрытые ласточками, редкие рыбаки и быстро бегущие тучи над нами. Ничего интересного.

Судя по всему, при Союзе здесь был довольно мощный речной флот – остатки его до сих пор догнивают в портовом затоне. Ходить судам здесь давно уже некуда и незачем.

Выброска

Речица может похвастаться шикарной набережной – даже в Могилеве такой нет. В самом центре города, перед ней, мы сворачиваем направо в небольшую протоку, проходим под пешеходным мостом и встаем носом в берег возле местной станции ОСВОДа. Естественно, рассчитывать на гостевой причал не приходится. Но спасибо ребятам хоть за это – не выгнали, дали сутки у твердой земли отстояться. Здесь есть бетонный слип, но он обрывается в метре от уреза воды – через эту ступеньку лодку будет не поднять.

В госструктурах чувствуется нездоровое бурление. Все вопросы про стоянку и слипование сегодня можно решать только с главным (областным!) начальником, прибывшим специально из Гомеля. Даже стало любопытно, как ОСВОДовский шеф планирует бороться с идеологическим разложением «на местах».

Сегодня команда экспедиции разделится – двое отправляются на север за машиной, а остальные – изучают окрестности и просто отдыхают.

Боремся с гиподинамией – дружно идем пешком на ЖД вокзал, а это около трех километров по дворам. Дворик возле местного РОВД опутан желтой полицейской ленточкой «здесь работает милиция, вход запрещен». В городе подозрительно тихо – сегодня в стране включили интернет.

Билет на поезд из Речицы в Гомель стоит каких-то смехотворных денег (около рубля за 50 км пути). Захотелось продать эту лодку, да и машину, заодно…

В вагоне едет человек 5 пассажиров. Сзади за нами у кого-то Ютюб делится горячими трехдневными новостями – всю дорогу из динамиков вопли, взрывы, ругань и плач. На лавочке впереди мужчина средних лет беседует по телефону:

— Совсем оборзели! Представляешь, шеф приказал всему отделу положить на стол объяснительные – где были, что делали с 9го по 12е число, и кто может подтвердить! Я, конечно, написал, но это возмутительно. А один у нас, просто взял и уехал в Минск в воскресенье. Никому ничего не сказал. До сих пор на работу не вышел…

В Гомеле на Привокзальной площади долгожданное открытие очередного ТЦ. Кажется, сегодня там обещают халяву – то ли покормят, то ли скидку дадут. Десяток зевак толпится у дверей в вожделении. Их пытается взбодрить певец ртом, ревущий на всю округу что-то про «родные просторы, краину и хату». Слишком громко, и, кажется, не соответствует историческому моменту – идем отсюда подальше.

В маршрутке до Могилева опять Ютюб. Репертуар тот же. Я до сих пор не включаю свой телефон – знаю, что волшебное очарование двух недель на реке полностью исчезнет. Достаю карту похода, отмечаю по памяти интересные точки последних нескольких дней. В голове скребется неприятная мысль, что сейчас меня с этими картами легко заметут как английского шпиона.

В Могилеве столкнулись с проблемой – как найти такси, если не хочешь включать телефон? Все эти Юберы, Яндексы и прочие мчатся мимо уже с клиентами, либо пустые, но не в ту сторону. Стоим, голосуем по-старинке. Довольно долго.

По городу носятся воронки с мигалками, в центре на боковых улицах полно гаишников.

— Да тут уже который день вообще все перекрывают. После семи по центру не проехать. Мы с вами еле-еле успели.

Делится впечатлениями молодой таксист.

— А в Минске вообще бойня. Шесть тысяч арестованных. Город, говорят, закрыт – никого не пускают. Вчера друг звонил, рассказывал.

Как закрыт? А как же мы? Нам завтра нужно домой как-то пробраться, да еще с яхтой на хвосте.

— Сегодня весь день девушки в белом с цветами по городу ходят. Всех остальных активных уже посадили…

И правда – проезжаем мост через Днепр, видим колонну девчонок и женщин постарше с цветами в руках. Никаких флагов, или плакатов. Они просто молча идут вдоль дороги. Сильное зрелище.

Звоню домой узнать про блок-посты и прочие приятные моменты гражданской войны:

— Але, мам, я – в тюрьме…
— Как! За что?!
— Шутка.

К счастью, люди пока еще не жгут машины. Наша благополучно простояла на парковке 10 дней. Прыгаем в кресла и валим из города. Почему-то здесь очень неуютно. Хочется поскорее забраться в свою каюту и «чтобы было как раньше». По дороге на выезд наблюдаю несколько точек выборочного досмотра ГАИ.

К полуночи мы снова в Речице. Стало прям совсем холодно – максимум 8 градусов. Прячемся в спальники, запускаем газовый отопитель. Всю ночь он работает на минимальной мощности и, в принципе, никто не замерз. Непривычно спать, когда в полуметре от твоего уха всю ночь жужжит вентилятор, зато тепло.

Утром решаем, что лучше слиповаться в кустах, чем просить снисхождения от главного гомельского спасателя на водах. Тем более, все они явно на измене. Нервничают-с. Завтракаем, машем ручкой и уходим ниже по реке.

Здесь нас ждет отличная площадка для подъема «Крошки» на прицеп – большая, отсыпана гравием, сразу возле берега довольно глубоко, твердая дорожка прямо в город. В расслабленном ритме поднимаемся.

За соседним кустом периодически раздаются нечеловеческие вопли. У товарища белая горячка. А его подруга предлагает еще полежать на солнышке и отдохнуть. Об этом нам рассказывает местная бабуля, которая пришла на берег половить бычков.

— Ишь ты, Белые кораблики..! Ох, где я только не была! Всем бы столько на море поездить, как я. Сочи, Абхазия, Гурзуф… Ну да, лет тридцать уже прошло. А что вот она – подруга сына – сбежала же в Украину! Чего ей не жилось? Это же надо додуматься листовки против нашего Президента по почтовым ящикам раскидывать! Власти захотела… Вот пусть там и сидит.

Пока, Днепр.