160 км по воде, 750 км на машине, 70 км на автобусе и 65 км на такси, 9 дней, 2 взрослых и 2 малыша.

Она назревала давно. Экспедиция на Припять. Единственная крупная судоходная река в Беларуси, абсолютно дикие и непролазные места, Мекка для заморских любителей диковинных пернатых. А, тем более, поздней весной – уже все расцвело и зазеленело, но усталость от буйства зеленых красок еще не накопилась.

Полноценная регата из девяти яхт, к сожалению, не состоялась – пришлось весь груз ответственности тянуть на себе. В экспедицию пошла всего одна яхта с минской припиской «Крошка».

Кстати, о лодке. Парусная яхта микрокласса Р5502М, изготовленная в Екатеринбурге, длиной 18 футов, с осадкой 0,3/1,2 м и высотой от воды до топа мачты 8 метров. По паспорту имеет пассажировместимость 4 человека, что и было использовано по максимуму.

У лодки была богатая предыстория – чемпион России, все-таки. Но у нас она радикальным образом преобразилась, стала значительно тяжелее (из-за чего потеряла способность гоняться), зато стала значительно больше похожа на настоящий дом. Сумасшедший гонщик за три сезона подготовки перевоплотился в уютный круизер.

Поехали!

19 мая снимают нерестовый запрет на Припяти. Очень хотелось начать яхтенный сезон пораньше и начать прямо в этот день. Но работа, заботы, москитные сетки не пошиты, отопление в лодке не доделано, бушпритная площадка не поставлена – не поехали, перенесли на 1 июня.

Первого числа готовность оказалась еще меньше, чем была – тоже не поехали.

Титанических усилий стоило уехать только шестого июня. Да и то, только к обеду. Еще с вечера собиралось снаряжение, а увязывать лодку пришлось утром.

Сразу же можно отметить главный прокол командора – машина-тягач должна была пройти сервисное техобслуживание перед поездкой. Но не прошла. А зря.

После первых 30-ти километров в салоне появился подозрительный вой. И я его уже слышал ранее. За зиму, видимо, подкисли направляющие колонки заднего правого тормозного суппорта – и привет. Колодки не до конца разжимаются, трутся о тормозной диск и греют, греют, греют его…

Остановка, пол литра воды из брызгалки на колесо – все в горячем пару. Сколько там градусов – 200? 250? Интересно, на какую температуру рассчитана смазка в ступице…

Потренировал ручник – вроде бы, откисло. Едем дальше — назад уже дороги нет.

От Минска до Пинска (места старта экспедиции) чуть больше 300 километров по хорошей дороге. Доехали без приключений за 4 часа. А юнги почти все проспали.

Приключения начались по приезду.

Во-первых, потери по матчасти. На яхте установлен новенький эхолот NASA. С защитной крышечкой. Перед отъездом крышечку никто не снял, а по итогу ее с нами больше нет. Очень жаль – на ярком солнце прибор быстро перестанет блестеть и быть усладой для глаз.

Во-вторых, в Пинске, портовом, между прочим, городе, не нашлось ни одного слипа. Т.е. маломерный флот как класс там практически отсутствует. Раньше надувнухи люди сбрасывали в воду под городским мостом, но нам повезло – мост реконструировали, а все подъезды к нему облагородили. Стало красиво, но нефункционально.

Единственная более-менее приличная точка сброса оказалась на городском пляже. Куда въезд закрыт шлагбаумом. А на шлагбауме замок, а ключ от замка в яйце, а яйцо в утке…

Лирическое отступление про ангелов

В последние лет 15 жизни я все чаще замечаю их присутствие. Может быть, это разные ангелы, а, может, мой личный-персональный, а может, и не ангелы, вовсе – не суть важно. Важен результат их деятельности. Стоит мне попасть в некую затруднительную ситуацию, в которой, казалось бы, нет и не будет простого решения – тут же появляется некто, кто легко и непринужденно разрешает все мои проблемы. Это очень похоже на ангелов в моем понимании.

В нашем случае в их качестве выступили аж два незнакомых мне ранее человека – Владимир (единственный выживший пинский яхтсмен) и Саша – спасатель с городского пляжа и, по совместительству, хранитель ключа от шлагбаума.

Полагаю, что только как чудо можно расценивать такие вещи:

  1. На улице было тепло, люди купались, спасатель Саша был на дежурстве, у него был ключ от шлагбаума и он не страдал синдромом вахтера.
  2. В 150 метрах от этого пляжа базируется яхта Железная Орхидея, на которой в это же время присутствовал ее капитан Владимир с супругой.
  3. Эти ребята провозились со мной несколько часов на пляже – тянули фалы, толкали с разбегу прицеп с яхтой в воду, вытягивали его обратно, т.к. тот застрял, измазывались в солидоле – в общем, вели себя странно.
  4. Пляж в Пинске очень пологий – машиной прицеп с яхтой на нужную глубину загнать не получилось. И, о чудо! У Владимира нашелся удлиннитель дышла для прицепа. Аж 4 метра длиной. И он подошел, и, со скрипом, но оделся на мой сцепной шар. И лодка поплыла.
Как провожают пароходы

В общем, усилиями трех мужиков яхта обрела мачту и встала на воду.

Осталось только отогнать машину на парковку на центральной площади (которая оказалась совсем рядом), заправить в новые канистры бензин для лодки (всего брали с собой 16 литров), закупиться свежим хлебом и – в путь.

На прощание Саша явил нам чудеса пинского гостеприимства – обеспечил переправу на своей весельной лодке через Пину. Тащить через мост мешки с едой и две канистры мы бы с юнгой порядочно намучались.

Прощальная сирена с Орхидеи, проходим под первым мостом. Ограничение по высоте 10 метров. Лихорадочно пытаюсь вспомнить, какой же высоты наша мачта. Не вспомнил. Ближе к ночи решили с женой, что в районе 8,2 метров – на том и успокоились.

Пинск просто излучает спокойствие – красивая набережная, пешеходная улица в центре, много детей – очень жаль, что не довелось вдумчиво побродить по городу. Смеркалось – нужно было искать место для первой ночевки. А опыт показывал, что лучше спать подальше от населенных пунктов. Если, хочешь, поспать, конечно.

Прошли портовый пинский затон, потом место слияния Пины с Припятью. На набережной напротив, в бетоне, стоит корпус судна на подводных крыльях «Метеор» с надписью «Продается». Эх, как же плохо быть старым и больным.

Любопытно, что Пина не просто сливается с Припятью образуя одну общую реку, а проходит, как бы по касательной к ней, уходя севернее. Припять же, поворачивая, почти прямолинейно несет свои воды на восток.

В километре от города на берегу реки находятся очистные сооружения. Весьма душистые при правильном ветре, как их отрекомендовал Владимир.

Ветер был правильный (т.е. с очистных прямо на нас), темнело. Решили, что мы из простой пролетарской семьи – ко всему привыкшие. Там и встали на растяжку на два якоря под бережком.

И снова не обошлось без потерь. Посейдон (не знаю – в его ли ведении реки) забрал себе наше мусорное ведерко. Почти новое. Нырять с непривычки не хотелось – будем считать это взяткой за проезд.

На фоне этой утраты круг почета в исполнении пинского ГИМСа не вызвал особого раздражения. Ребята разглядели наши заграничные номера и, потеряв всякий интерес, укатили к себе на базу. Это была единственная встреча с представителями речных властей за весь поход.

Сон в дождливую ночь

Что хочется отметить – в Пинске на набережной есть жизнь. Эта жизнь крутит музыку примерно до полуночи. Но музыку веселую. Так что к репертуару особых претензий нет.

В Пинске есть байкеры. Байкеры очень быстро и шумно ездят. Крутят моторы до 8000 об/мин и все такое. Это они делают примерно до двух ночи.

А еще, там явно есть железная дорога с трафиком средней интенсивности.

Ночью шел дождик. Под мерный стук его капель можно было гадать – какой же из байков на этот раз пришел первым. Потом – проваливаюсь в сон.

Новые диваны в яхте оказались явно удобнее старых. В старых было три сантиметра пенополиэтилена (он не намокает, хорошо плавает, но дюже жесткий). А в новых – те же три сантиметра, но плотного поролона и, с обеих сторон, по 4-х мм слою пенополиэтилена. В результате спать мягко, и этот сэндвич не боится намокания.

Сеанс связи

Припять – судоходна. 99% виденного трафика – рудовозы, которые везут гранит из Микашевичей вверх по реке. В среднем, мимо нас проходило около 3 барж в сутки – две днем, одна – ночью.

Утром мимо нас плавно тарахтя идет сцепка из двух барж и двух буксиров.

Проверяем рации (русский речной диапазон 300 МГц).

— Яхта «Крошка» вызывает буксир «Пина». Прием.

— Буксир «Пина» слушает. Прием.

— Доброе утро. Прием.

— Доброе утро.

— Ребята, подскажите, какая у вас высота? Прием.

— Высота чего?

— От воды до топа радиомачты.

— Бубубу бубу бубубу.

— Вас плохо слышно, повторите пожалуйста. У нас впереди высоковольтная линия – хотим узнать, пройдет ли наша лодка под ней. Прием.

Тишина…

Гугль выдал информацию о 8ми с половиной метрах, если мы правильный проект буксира определили. Все должно быть хорошо с высотой.

В прошлом году по случаю были куплены две нетонущие рации речного диапазона – я обязан был испытать их в поле.

Отмечу, что остальные встреченные судоводители были настроены более благодушно. Мы махали друг другу руками, они включали нам приветственную сирену. Явно чувствовался не выветрившийся еще из здешних мест дух морского братства.

Провода

В 10ти километрах  на восток от Пинска Припять пересекает высоковольтная линия. Хорошо, что взяли бинокль – без него отметки высоты разглядеть было бы нереально. На белом квадрате написано 12 метров.

В центре провода ощутимо провисают. Крадемся под самым берегом. Воздух влажный, накрапывает дождик – страшновато.

Очень жалею, что не положил в лодку книжку с правилами хождения по ВВП. Что означает знак в 12 метров? От воды до провода? Или это максимальная допустимая высота судна с учетом воздушного зазора. А какой сейчас уровень воды? Говорят, вода на метр поднялась в последние дни. Ничего не понятно.

Старпом интересуется, что будет, если мачта ляжет на провода. Взорвется ли наш газовый баллон? Нет, не должен – теоретически, разрядом через пиллерс может прожечь дыру в днище лодки и мы просто пойдем ко дну. Это если автоматика на подстанции будет долго ветку отключать.

Все убрались подальше от металла, зажмурились и прошли. Аллилуйя!

Братья наши меньшие

У яхты в этом году обновка – бушпритная площадка с настилом из лиственницы. Нужна проверка.

Возле деревни Курадово встаем носом в берег. Одеваю сапоги – топ, топ, прыг.  Я на твердой земле. Вроде бы прочная площадка, не скрипит, не шатается. Пользоваться можно.

Два метра от лодки по траве – клещ на джинсах. Хоп — еще один. Мама миа! Валим отсюда. Ненавижу клещей. На пробеге в шесть шагов словил пяток кровососов – больше в траву ни ногой.

Обедаем на лодке. Вокруг по кустам рыбаки.

Шлюз

На участке Пинск – Туров Припять перегорожена двумя плотинами. Шлюзование маломеров осуществляется три раза в сутки по расписанию в 8:30, 13:00 и 18:00.

Это мы узнали заранее позвонив в управление Днепро-Бугского канала, к которому относятся эти шлюзы. На том конце провода подробно все рассказали о порядке прохода, расписании, дали телефоны начальников каждого шлюза. Также, выяснилось, что на шлюзах постоянно работают рации на прием на пятом речном канале.

Только листочек с этими заметками командор забыл дома при отъезде. Пришлось даже возвращаться.

К 17:30 встаем на траверзе шлюза Качановичи. Радирую безрезультатно. На одной из раций заблокировались все кнопки – не понятно, работает ли она вообще. На второй (такой же) все работает, но шлюз молчит.

Хорошо, что есть мобильный телефон начальника. Звоню. Он очень удивлен, что на шлюзе нет дежурного, и советует просто швартоваться на верхнем бьефе и искать живых людей.

Живые, как оказалось, есть. Видят нас и уже заполняют камеру водой.

Заходим в  распахнутые ворота. С нами шлюзуется местная лодка из трех досок. Положение гребца – строго стоя.

Перепад высоты в шлюзе около двух метров. На удивление все проходит легко и непринужденно. Это первое шлюзование в роли капитана в моей практике.

— Благодарю за шлюзовку, до свидания!

На нижнем бьефе уходим правее к плотине и встаем на песочек – нужно показать юнгам устройство гидроузла.

Плотина металлическая. На зиму ложится на дно (как жалюзи) и не работает. Говорят, построена сразу после войны. Приятное местечко. Состояние активов подуставшее, но рабочее.

Тут выясняется, что у нас снова потери по матчасти — сломался ключ от брандерщита. Сломался строго пополам — один кусок остался на веревочке, второй — воткнутым в личину и не вынимаемым. Отлично, теперь яхта у нас не запирается. Правда есть один хитрый трюк — брандер можно запереть изнутри, а наружу вылезти через носовой люк. Видимо, придется пользоваться этим методом довольно долго — замок-то американский.

Ходовой день заканчивается километрах в 4х ниже плотины на песчаном пляже круто уходящем вниз под воду.

Травмоопасный пляж

Вот это вот «круто в воду», да еще с приличным течением сыграло плохую шутку с одним из юнг. Развеселое плюхание в реку с разбегу с горы привело к неконтролируемому падению в воду. К счастью старпом оказался рядом и железной хваткой предотвратил ЧП.

Весь остальной путь бедолага юнга, который заимел свой первый опыт опасных шуток с водой, глубже, чем по щиколотку, в реку не заходил.

Но на этом ЧП не закончились.

Перед экспедицией был куплен стояночный тент из терпаулина. Он должен был расширить жизненное пространство на лодке, защитить от дождя и солнца. Естественно, он в верхней точке одевался на гик. Который при первой постановке и подгонке тента, благополучно отвязался и упал прямехонько на юнгу.

К счастью, везение никто не отменял – отделались легкой ссадиной на плече. Не хочется думать о последствиях, если бы все это упало ему на голову.

Так или иначе экипаж накупался. Наконец-то поставили стаксель (у нас все-таки парусное судно) и пошли дальше на восток.

Надо сказать, что за все время в пути вмордувинд дул 97% времени. Из 160 км пути по воде пройти под парусом удалось километров 7.

Покрутивши оверштаги по кустам, бросили это занятие, завели мотор и пошли на малых оборотах к следующему шлюзу.

Но к 18:00 не успели, и встали невдалеке от него на ночевку.

Ускоренный ход времени

Второй на нашем пути шлюз – гидроузел Стахово. Довольно глухое местечко со своим особым очарованием.

Недалеко от шлюза – железная дорога и неплохие автомобильные подъезды к воде. Соответственно, недостатка в рыбаках тут точно нет.

Мы встали на ночевку на одной из рыбацких стоянок, куда, естественно, через часик подтянулось два трескучих мотоцикла с аборигенами.

Здесь можно отметить то неприятное чувство, когда лежишь уставший в каюте и не знаешь, чего ожидать от двуногих братьев. Трезвые ли они? Какие у них планы? Это просто любопытство, или нас сейчас будут выгонять с места, которое «неделю прикармливалось».

Но, к счастью, ребята, видимо, просто хотели подивиться на чудо-чудное – ЯХТУ. Отсняли ее на смартфоны вдоль и поперек, отправили фотографии знакомым девчонкам и укатили вдаль в преддверии наступающей на нас грозовой тучи.

Впрочем, гроза оказалась так себе – пошумело, чуть пролилось, и все закончилось. Но.

Якорь всю ночь полз, т.к. брошен был на довольно крутом склоне, ветер в борт, волна в борт. Спали плохо.

Вообще, с укрытиями на реке не очень. Стариков и затонов вроде много, но там, как правило, нет пляжа и москиты. А мы любим песок и не любим насекомых – приходилось стоять открытыми для всех ветров. На море бы такой принцип не прокатил.

Утром были блинчики с малиновым вареньем. На природе подобная еда воспринимается как весьма ценный и редкий деликатес. Хорошо, когда с тобой на лодке ездит полноценный камбуз.

За этим хорошим делом время максимально ускорилось. Да так, что еле успели на шлюзовку к 13:00.

Снова шлюз

В Стахово уже не стали радировать – пошли сразу на верхний бьеф швартоваться. На шлюзе – ни души. Только два четвероногих пушистика несут свою честную вахту. Но у меня дома остался такой же шумный. Не напугаешь.

Дежурный на шлюзе спал. Было неудобно будить человека, который источал такой букет разнообразных спиртовых ароматов, но надо – значит надо.

Тот в сонном виде побегал по острову, пытаясь найти своего напарника (воображаемого?). Не нашел. И решил прошлюзовать нас в одиночку.

Нам открыли из непонятных соображений только одну створку входных ворот – видимо, человек принял меня в тельняшке за бывалого моряка. Но я, надо сказать, с честью просочился в камеру. Ничего не цепанул.

Пока наполнялась камера, нам явилось божье творение – пушистое, черное, с длинным хвостом, размером с небольшую кошку. Зверюга спокойно пробежалась вдоль стенки шлюза мимо собак, запрыгнула на ворота, пересекла по ним реку и скрылась с глаз. Так вот ты какая Норка.

В камере эхолот показал глубину 6 метров. Начали опускаться. Почти на 3 метра вниз. Не 30, конечно, но тоже неплохо.

Открылись ворота, и тут в них дунуло. Да так, что «Крошка» поехала задом наперед с твердым намерением приложиться со всего размаху о входные ворота. Скользкий был момент. Экипаж не слажен, не подготовлен к таким маневрам в сильный ветер. Спасибо японцам – создали Suzuki. На полных газах удалось выровняться, затормозиться и более-менее спокойно выйти из камеры.

— Спасибо за шлюзовку! До свидания.

И тут зачихало наше чудо японского моторостроения. Кончился бензин. Отлично. Ветер в морду 3-4 балла, а сзади нас, метрах в 10 отсыпанные гранитом стенки шлюза.

Отсюда вывод – не ходи в шлюз, не заправив предварительно полный бак бензина.

К счастью бензина в баке было еще много – то ли воздух попал, то ли мусор. Этого мы уже не узнаем. Мотор прогазовался и вывез нас из этого ущелья. Мда – шлюз это вам не шуточки.

Идем дальше

Сразу за шлюзом Стахово характер реки ощутимо изменился – течение ускорилось, река запетляла, появилась куча приятных пляжей.

На одном из таких был устроен обеденный перерыв с купанием и тихим часом. Очень жарко. Около +30С.

Мимо нас прошло судно обстановщиков «Путеец» с кучей осевых знаков, сваленных в кучу на понтоне. За ним буксир протолкал целую баржу корчей, и бревен, видимо, срезанных по берегам реки. И, в качестве вишенки на торте, навстречу нам прогудел огромный плавкран с толкачом.

Надо отметить, что на реке проставлены километровые знаки, осевые знаки, присутствуют буи и отметки высот. В этом плане жизнь на реке еще теплится.

В 5 километрах от гидроузла находится ж/д мост Лунинец – Украина, а перед ним – высоковольтная линия. Отметка высоты – 10 метров.

Проход под правым берегом. Довольно стремный. При подходе к мосту на всю реку прогудел звонок-колокол, при проходе под мостом – еще раз, при уходе от моста – еще раз. Что это было – звуковая сигнализация?

Повторюсь – мачту не валили, а наша высота 8 с копейками метров от уровня воды.

Сразу за мостом – населенный пункт Коробье с паромной переправой. Баржу таскает буксир, тросов не видно. Очень красивое место – дубы вдоль довольно высоких берегов. Старые дощатые лодки в ассортименте. Видел даже пару свежих – доски на них еще желтые.

Все полянки оккупированы рыбаками. Большие шатры, большие компании, шашлычки, надувнухи, лафеты, тачки – все как мы любим. На левом берегу замечен отличный слип. Отсюда можно уехать в Лунинец.

Ниже по реке начинается заказник Средняя Припять. И он довольно приятный, если не учитывать одно обстоятельство. Видимо, этот 2020 год (а если точнее – весна)  был сильно горючим. На протяжении минимум 50ти километров оба берега горели. Дубравы на берегах стоят черные. Все кусты сгоревшие. До сих пор, несмотря на дожди, повсеместный запах гари. Найти стоянку, чтобы не видеть этого угнетающего зрелища довольно проблематично.

В ее поисках прошли остров. Как оказалось – обитаемый. На берегу видели аборигена и его бич-базу из обрывков пленки и сваленных кучей кустов. Лодки не видел – отшельник? А пляжик там был очень даже ничего… Прошли мимо и встали на ночевку ниже.

Кругом горелые кусты. Их не особо жалко – ива быстро восстановится, а вот дубы…

На пляже снова живность – и снова норка. Удивительно. Я был уверен, что это лесной зверь, а не болотный.

Кстати, о диких животных. Чаще всего по дороге встречались цапли. Белые, серые, черные. Ласточек не считаем — их везде много. Еще видели большую птицу. Черную, с желтым большим клювом, очень похожую на птичку из мультика про ВудиВудпекера.

Какой сегодня день?

Потихоньку пропало чувство времени. Какой сегодня день недели? А число? А сколько дней мы уже в пути? Все слилось в бесконечную ленту поворотов реки, зеленых кустов и мелкого песка.

Утром предстоял ремонт. У нас на лодке стоит забортный насос, который качает воду в раковину и на палубу в душевую лейку. А водозабор – под днищем в задней части яхты. Хороший, с сеточкой. А перед насосом еще и фильтр-отстойник.

Так вот, если стоять брюхом на песке и сосать забортную воду – вся эта система имеет свойство забиваться. Не то, чтобы это было неожиданностью. Но неприятно.

Утром напора в кране не оказалось – пришлось лезть за ключами. Параллельно обнаружилась течь в напорных шлангах – воды натекло в ахтерпик с пару литров. И уже даже плесень появилась. Срочно сушить. Поджал хомуты – все прошло.

В снятом фильтре обнаружился чистейший речной песок, одна ракушка и два моллюска. Без сожалений вышвырнул всю эту добычу в реку – нам нужна вода мыть палубу, а песок пока не нужен.

Наконец, снова удалось ненадолго развернуть стаксель – река повернула на юг. Километра три прошли в тишине. Но мимо этого пляжа нельзя было идти мимо. Чистейший песок – ни ила, ни глины, ни ракушек, травы или камней. Очень сильное течение и ни одной живой души. Собиралась гроза. Но до нее все успели накупаться, а я даже помыл лодке борта. За несколько дней в Припяти возле ватерлинии выросла широкая грязно-желтая полоса. Еле оттер.

Перед ночевкой прошли еще километров 7. Встали на большом пустынном пляже на крутом повороте реки – здесь мелко, отличное место для купания юнгам.

По пути сюда реку переплывал бобер. По крайней мере, он был похож на бобра. Размером с собаку, темно-коричневый, с хвостом и густой шерстью. Ему сильно не понравилось, что мы за ним гоняемся на лодке. Поэтому «бобер» ускорился и скрылся в прибрежных кустах. Пару лет назад бобры покусали рыбака где-то в Беловежской пуще. Интересно, что надо было им сделать такого…

Подходит к концу питьевая вода, поэтому завтра надо идти в люди. Бака в 45 литров и 5 литровой канистры хватило четверым на 5 дней. До Турова точно не успеваем, да и спешить особого смысла нет. Свернем с намеченного пути и зайдем в Давид-Городок.

Буря

Ничто не предвещало. День закончился ровно и спокойно – мирный ужин, сказки на ночь, отбой.

И тут сквозь сон – чувствую, происходит что-то нехорошее. Лодка вся трясется, как в параличе. Гудит и воет. Полыхает и гремит. Молнии били где-то совсем рядом, т.к. между вспышкой и раскатом грома проходила всего максимум одна секунда. В голове тревожно всплывают мысли про грозовой разряд в топ мачты и последствия для экипажа и матчасти.

Старпом полностью на измене, трясется в такт с лодкой. Натурально страшно.

Но командор должен излучать спокойствие и уверенность, да и спать — страх, как хочется.

— Всем ложиться и спать. Несмотря ни на что. Все равно на стихию повлиять мы не можем.

Улеглись. Не знаю, сколько прошло времени – но я снова разбужен, и снова не утром.

СВЕТ. Всезаполняющий, проникающий прямо сквозь лодку, и летящий дальше. Господи, это еще что? В полуобморочном состоянии пытаюсь вылезти из своего гроба – глянуть в иллюминатор. Выходит это не сразу.

Ползущие тени повсюду. Не могу сообразить — где мы, а где берег. Свет очень яркий – слепит абсолютно. За стеклом не видно вообще ничего. По всем признакам мы движемся. А это невозможно, ведь мы на двух якорях должны стоять кормой в пляж. Сквозь дремоту пробивается характерный гул судового дизеля.

Если бурей нас сорвало с якорей, что исключать было нельзя – мы запросто можем быть сейчас на фарватере. А по фарватеру явно идет рудовоз битком набитый гранитом. Из-за поворота он может нас раскатать и даже не заметить. Сколько он там весит груженый – пятьсот тонн, тысячу? ААА! Что делать!

Но, стоп – у нас же горит якорный огонь на топе. Судно должно было видеть нас задолго до поворота.

И тут в голову приходит ясность – да, мимо идет  рудовоз. Но мы не на фарватере. Мы стоим, там же где и стояли – почти пузом на пляже. А наше «движение» — это ползущие тени по берегу. Нас освещают судовым прожектором. Лупят на всю катушку, видимо тоже не часто им ночью попадаются огни на Средней Припяти.

Поворачиваю голову и вижу ужас в глазах старпома размером с две хороших сливы. Она явно сыта приключениями этой ночи по самое не могу. Пронесло. Снова легли спать. До утра уже без приключений.

Как выяснилось позже – над нами прошелся крепкий такой грозовой фронт. Порвал деревья и повалял заборы по всей округе и даже в Минске. Кажется, мы легко отделались.

Юнги даже не просыпались за всю ночь – всем бы такой крепкий сон.

Идем в люди

Утром ласкает солнышко, ветра почти нет – красота. Как-будто и не было ночью ничего.

Купаемся, завтракаем и выдвигаемся на фарватер – сегодня у нас длинный путь, и опять под мотором – ветер к обеду раздувает. Но направление — восток, юго-восток. Строгий вмордувинд.

По дороге нас обгоняет буксир с пустой баржой на тросе. Сзади баржи натянутый толстенный металлический трос уходит под воду – плавучий якорь? Или они так чистят фарватер от топляков…

Еще дальше наш путь пересекает плывущая змея. Сантиметров 80 длиной, с желтыми кругами над глазами – уж? Не испытываю большой любви к этим созданиям, но гонимся за ним, чтобы лучше разглядеть. Думал, на Припяти будут клубки змей под каждым кустом, болото все-таки. Ан нет – это единственное пресмыкающееся, которое попалось на глаза.

Впереди буй с крестом, а в черную воду Припяти явно подмешивается что-то рыжее. И дальше текут два потока параллельно не смешиваясь (это даже со спутника видно). По правую руку – исток реки Горынь. Воду она несет с Украины, через стольный город Столин и Давид-Городок. Вот туда-то нам и нужно.

Немного опрометчиво я прикинул по карте расстояние в 10 жалких километров. Сгоняем туда-сюда за пол дня, делов-то. Думалось.

Ну, во-первых не 10, а 14 с учетом поворотов. Во-вторых уровень воды в реке явно выше нормы – течение адовое. Если раньше мы шли под мотором на оборотах чуть выше минимальных, то здесь, чтобы подняться – пришлось ручку крутить больше чем в пол газа. И с ревом тарахтеть против ветра и течения со скоростью… 4 км/ч.

Навстречу с потоком мчатся горы топляков, пней, палок, веток и целых деревьев. Несколько заметных ударов о руль и ногу мотора словили – но повезло, все мелочь была какая-то.

При этом – речка очень красивая, берега высокие, извилистое русло, кругом дикий лес и много пляжей.

Часам к 16 с трудом поднялись почти до Городка и … Дальше дороги нет. Река перегорожена наплавным пешеходным мостом. Пришлось встать возле него, прыгать в глину и идти ножками. Но это даже полезно.

В город отправлен десант выбрасывать мусор – три приличных мешка. Нетривиальная задачка на самом деле. Никто не рад нашему мусору. По Городку есть урны, но они скорее декоративные, или для бычков. Наши мешки и близко туда не полезут. К счастью, в самом центре нашлась вездесущая «Копеечка», где удалось затариться двадцатью литрами питьевой воды и сбросить мусор. Спасибо им.

Тащить на себе мешок еды, 20 литров воды, пустую 5ти литровую канистру, мороженое и юнгу – дело непростое. Особенно если путь наш в пару километров. Но нет ничего такого на свете, чего не осилил бы командор экспедиции. По дороге ехала бабушка не велосипеде, и даже хотела подвезти. Неужели мы с этими клунками являли такое жалкое зрелище?

И за клубникой гонец тоже был послан. Побывать в районе Ольшан, и не поесть местной клубнички, было чуть ли не кощунством. Кстати, юнгам понравилась, а мне не очень – водянистая и не особенно сладкая. Незачет.

У моста уже собрался люд. Где это видано – ЯХТА в Давид-Городке!

— И откуда вы тут такие красивые?

А и правда, что мы тут делаем? Прожигаем жизнь, пока простой НАРОД полет грядки с клубникой с 5ти утра и до заката. Мда.

Зато обратно долетели с ветерком – выпрыгнули обратно в Припять, как пробка из бутылки. 11 – 12 км/ч на минимальных оборотах мотора.

Днем прошла очередная гроза и стало прохладно. Впервые за экспедицию применил комбинезон и флисовую шапку с ушами.

Ночь уже почти наступила, а подходящего пляжика все не было. Пришлось встать где попало – на заросший травкой рыбацкий лужок.

Испытали свежепоставленный на лодку газовый отопитель Копресси. Чисто для интереса. Все равно было достаточно тепло и без него. Вроде работает.

Цивилизация наступает нам на пятки

Ночевали без купаний – пляж плохой, слепни размером с лошадь и премерзкая жижа на дне.

Утром вся лодка в воде. Влажность 150%. Абсолютно все неутепленные поверхности (а их на нашей лодке немного), головки болтов, иллюминаторы – все покрыто конденсатом. Кап, кап, кап. Днем ожидается +35С. Будем интенсивно сушиться.

В подобного рода экспедициях особенно остро проявляется закон Мерфи. Мы не доехали вчера до крутого пляжа буквально 500 метров. За ближайшим поворотом было отличное место, где просто грешно было не искупаться и не полежать в разогретом песочке. Вот мы и не согрешили.

Река повернула с юга на север и уперлась в канал Гленбока, идущий к Микашевичскому РУП «Гранит». Здесь очень крутой пляж – все, кто в состоянии добраться сюда из города, купаются именно на нем. В связи с чем мы столкнулись с первым бизнесом на реке – банан и катера-покатушечники. Народу валом – погода благоволит пляжному отдыху. Рыбаков тоже хватает.

Здесь впервые на реке встречаются жесткие современные моторки, в том числе импортные. Видимо, местные рудокопы хорошо зарабатывают.

Характер реки снова изменился – она стала полноводнее и шире. Берега лесистые.

В обеденный перерыв стоим на якоре возле песочка. Но стоим беспокойно – течение очень приличное, мимо носятся моторки со смешными полуголыми мажориками. Якорь плывет, лодку болтает. В тени +29С. Ветер усилился и дальше ждем только усиления. Вмордувинд, естественно.

Мотористы одолели, снимаемся не отдохнув, и на связке стаксель+мотор уходим ниже.

Километров через 7 снова высоковольтка. Гармин пишет, что 220 килоВольт. До этого были только 110кВ. Высокая. Но на сколько? А вот и не угадаешь – отметка высоты висит на опоре ЛЭП среди деревьев РЕБРОМ к реке. Сделали три оборота, сломал глаза в бинокль – так и не разглядел, сколько же там написано. Похоже на 21 метр, но, кажется, это многовато. Потихонечку прокрались под проводами.

Тут обнаружилась очередная поломка матчасти. Мотор уже день, как начал издавать подозрительные звуки на некоторых оборотах, но некогда было придавать им значения. А тут – решил изучить вопрос. Ага – пружина-то на пантографе лопнула. И висит на одном болте, звенит. А ведь меня предупреждали, что эти пантографы – мягко говоря не очень.

Некритичная поломка, но неприятная.

Идем дальше. Еще дальше. Еще. Близится вечер. Одни рыбаки кругом. Ощущение такое, что их больше, чем рыбы в реке. Все сколько-нибудь приличные пляжи заняты шатрами и двухкомнатными палатками. Они как тараканы. Это несправедливо, наверное, но испытал в этот момент к этой категории отдыхающих особую неприязнь.

Все еще идем. Силы на исходе. Встали где попало. У берега отсыпано подобие полудамбы из гранита. Чтобы берега не размывало, или фарватер стабилизировать – не знаю. Как раз за гранитом река намыла отмель из песка и ила – туда и приткнулись.

На дне – жижа, песочка – совсем чуть-чуть. Юнгам негде развернуться. Вечерний моцион – ползаем в грязи на животе. Шлепаем ладошкой мутную воду. Заодно, пьем ее. На утро – лечим коньюктивит.

Надо сказать, что ночка выдалась одной из худших. И в первую очередь командор сам в этом виноват. Лодку нужно крепить на три точки, а не на две – тогда ее не будет трепать всю ночь ветром из стороны в сторону, особенно, когда ветра того балла 3 или 4.

Концы нужно вязать так, чтобы узел не терся по пластику всю ночь с душераздирающим скрипом.

Купальный трап нужно на ночь поднимать, чтобы вода о него не булькала, ну и, конечно, ставить лодку лагом к волне – дурной тон.

Все это ясно вырисовалось в голове только часам к трем ночи. Когда спать ты все еще не можешь, а перегнать лодку в другое место по темноте – уже не можешь. Надо сюда присовокупить еще и москитов, которые выстроились во внушительную очередь перед брандерщитом. В ожидании его открытия.

Еще часик скрипов и стонов внутри самого мозга… И страх перед москитами, темной, но лунной ночкой, бесследно испарился. Брандер был разверзнут, якорь перезаведен, концы перевязаны. Стало полегче, но подъем в семь утра (самый ранний, наверное, за весь маршрут). И валим, валим, валим отсюда. Завтракать будем в другом месте.

Последние мили

Естественно, двумя километрами ниже по течению обнаружился отличнейший пустынный пляж, прикрытый от ветра высоким ивняком. Закон Мерфи – что ты делаешь со мной?

Купались, завтракали, жгли костер. С одной спички разжечь не получилось, с двух тоже. Понадобилось десятка два. И это при наличии сухого хвороста. Дует ветер. Честных 4 балла, наверное – на реке волнение и белые гребни.

Бумажки, взятые из лодки на розжиг, проявляют чудеса невозгораемости. Отсырели до невозможности и стали абсолютно бесполезными в нашем пироманском деле.

Впервые с Микашевичей встретили пустой буксир, ползущий вверх по реке. Кстати, километровые знаки тоже куда-то пропали. Видимо, на Мозырь суда практически не ходят.

Пока закипала кастрюля с гречкой, ветер еще усилился. Погода однозначно портится – завтра ожидается гроза и похолодание. А у нас сегодня последний перегон.

Дрифтуем под стакселем и мотором изгибами реки. Там где парус работает – идем весело с кренами и ветерком. Там где вмордувинд – мотор рыдает навзрыд и еле тянет навстречу белым барашкам. Дует строго против течения и очень сильно, поэтому по итогу образуется очень короткая и неприятная волна. Естественно, под каждым кустом – по рыбаку.

Небольшой перерыв на обед и мы сворачиваем с судового хода в старое русло Припяти. Проходим знаменитый Туровский луг и все. Приехали.

На самом деле нет.

Ветер северного направления дует четко вдоль старика и наваливает нас на берег. Попытка встать напротив городского пляжа возле местного ГИМСа обернулась полнейшим фиаско. Якорь ползет (там оказалась куча травы – наш 5ти килограммовый Брюс не хочет в такое зарываться). Лодка со скрежетом заезжает в растительность, трется пузом о камешки в прибойной зоне, в голове проскакивают цифры с ценников на гелькоуты и полиуретановые лодочные краски.

С трудом слезаем с мели, и идем в единственное закрытое от ветра место – в самый центр города, под пешеходный мостик. Швартуемся к кустикам. Фух. Дошли.

Выброска

Уместно будет напомнить, что наш тягач с лодочным прицепом остался загорать на центральной площади Пинска. И теперь у нас стояла нетривиальная задача – добраться до него и перегнать в Туров.

В ближайшем месте, где оказались живые люди, нас огорчили: «Сегодня вы уже никуда не доедете. Тем более, в Пинск». А в другом, обнадежили. Оказывается, существует волшебный автобус «Лутки – Брест», который как раз в это время и можно успеть изловить. Только едет он из Ольшан, а это примерно в 20ти километрах от Турова.

Для нас это не расстояние совсем. Беру юнгу подмышку и бегом на местную автостанцию. Туров, кстати, таковой не располагает. Здесь есть только остановка на базарной площади.

Опять случается чудо – перед нами стоит автобус «Гомель-Столин», который как раз через 10 минут отправляется в нужную сторону. Покупаем печеньки, колу и два билета. Все идет как по маслу.

В Ольшанах решили не выходить, не хотелось полтора часа стоять возле пыльной автострады в ожидании пересадки на Брестский автобус. Едем до самого Столина.

Кстати, Ольшаны производят неизгладимое впечатление. Особенно, по сравнению с Туровом. Да и со всей остальной Беларусью. Километры самых современных теплиц, беседки с цветами для рабочих, зеленые изгороди, кафе с панорамным остеклением – не хуже, чем в столице, особняки хозяев этих самых теплиц, пыльные грунтовые боковые улицы и самый крупный в стране парк автомобилей «Жигули». Но это тема отдельного рассказа.

Добрались до Столина. Это почти Украина. 10 километров всего до границы. И украинским духом там пропитан воздух – сразу захотелось прокатиться на львовщину. Но нам нужно в Пинск.

— А у нас нет такого автобуса, и никогда не было!

Здрасьте, приехали. На часах 18, вечер субботы, погода портится, у меня на руках голодный юнга, а в 70ти километрах от нас чахлый кустик еле удерживает яхту вместе со старпомом и вторым юнгой под напором ужасающего ветра… Ситуация аховая.

И тут пришлось раскошелится. Слава Аллаху, в Столине есть такси. Чокнутый гонщик-таксист домчал нас на своем Ларгусе до Пинска меньше чем за час. А значит, ехал он со скоростью не меньше 110 км/ч. По деревням. Ну да ладно. Нам было уже все равно – хотелось домой и спать.

Колеса с тягача никто не поснимал. Даже на забытый на прицепе кранец никто не покусился – хорошие люди живут в Пинске. Едем обратно в Туров. Пытаемся, вернее.

Через 30 км пути снова вой в колесе. Опять клинят колодки. С трассы натуральным образом сдувает – метеоусловия так себе. Выливаю почти всю брызгалку на диск и суппорт в надежде, что разработается, как и в прошлый раз – само. Снимать в сумерках колесо и перетряхивать тормоза совсем не входит в наши планы.

Но не повезло. На въезде в Столин тормозной диск опять градусов под 200 – не хочет ехать. Черпаю воду из луж. Все лужи, как на зло – мелкие. Вода не набирается. Не теряю надежду, но она все тает. Если и после этой остановки не расклинит, буду разбирать колесо.

И здесь происходит еще одно чудо – колесо волшебным образом перестает греться и мы на нем катаемся без ремонта по сей день.

Надо отметить еще один момент. Командор экспедиции близорук. Ну т.е. не совсем уж слепой, но видит вдаль плохо. Особенно в сумерках. А очки его где? Правильно – остались лежать в правом переднем рундуке в лодке. Проще говоря, едем мы в полутьме, с длиннющим прицепом, и ничего дальше 30 метров перед собой не видим. А перед нами едет столетний бус. Огурцы, наверное, везет. Пытается. Километров 40 в час делает.

Так и ехали мы 70 километров почти два часа. Потому что обогнать бус без очков оказалось невозможным делом – оценить дистанцию до встречной машины в темноте было сложно, а рисковать – только не сейчас.

В двенадцатом часу ночи я таки залез в свой гроб на лодке.

Но мы не должны забывать, что была суббота, а мы в самом центре города – на набережной. Сначала были салюты, потом пьяные вопли, потом местный дрифтер рвал резину перед поклонницами, потом еще что-то… Пока не началась обещанная гроза. Она – то всех и успокоила. И разогнала по домам, и дала поспать. Хотя были сомнения насчет якоря – на траве он держит из рук вон плохо.

А утром пришел Пельмень.

Но это мы потом узнали, что он Пельмень. А по-началу, он показался местным интеллигентным дедушкой, который прожил в Турове всю жизнь.

Он поведал нам про 5 каменных крестов, которые приплыли против течения из самого Киева, про кулика, которого приезжают фотографировать заморские туристы и про численность местного народонасления – 2 830 человек по данным последней переписи.

Дед подарил нам кулек сомнительной клубнички и предложил посторожить лодку, пока мы осматриваем достопримечательности. Пообещал, что ни-кто не посмеет покуситься на нашу собственность… Подобные речи всегда вызывали во мне сомнения, поэтому было решено поднимать лодку и двигать домой.

Лодка встала на лафет без особых вопросов, снова нам оказал помощь местный представитель ОСВОДа. Потом пришел Пельмень и выпросил 50 копеек на чернила. А как все хорошо начиналось…

На этой немножко грустной ноте мы и покинули славный город Туров, которому более тысячи лет. А сейчас он в двух шагах от смены городского статуса на сельский.

Пока, Припять.